КурсыMBAКомпанииГранты на обучениеВузыПовысь зарплату

EduMarket Образование
  Вход на сайт
 
Напомнить   
Запомнить меня
 
Пользовательское соглашение


Публикации и новости

Анонсы и релизы (592)

 

Бесплатные видеокурсы (3013)

 

Статьи (2986)

 

Новости (550)

 

Победители конкурса грантов (124)

 


 
СМИ / Статьи / Личные компетенции, рост и карьера / Образование как удовольствие

Образование как удовольствие

Мы нечасто задумываемся над тем, что образование дарит счастливые переживания, непосредственно связанные с различными его аспектами. Педагоги, исследователи проблем образования редко говорят и пишут об этом.

Но вот читаем у профессора Свободного университета (Берлин) Петера Биери в статье «Что значит быть образованным человеком?» следующее: «Испытываешь радость, если удается лучше разобраться в каком-то фрагменте действительности, чувство освобождения, когда стряхнешь с себя какой-нибудь тягостный предрассудок, удовольствие при чтении книги, бросающей луч света в глубь истории.
Порой бываешь потрясен кинофильмом о совершенно чужой и незнакомой жизни, переживаешь душевный подъем, узнав новые слова, описывающие твой собственный опыт. Мы радостно изумляемся, когда вдруг начинаем лучше понимать себя, бываем окрылены, если удается бросить накатанную жизненную колею и тем самым убедиться в своей способности к самоопределению».

А если обратиться к классикам педагогики, то у выдающегося педагога Яна Амоса Коменского в «Великой дидактике» находим такое пожелание: «Чтобы занятия велись наиболее легким методом, который не только не отвращал бы от наук, а к ним привлекал бы, точно какая-то приманка, и дети <…> должны испытывать не меньшее удовольствие от обучения, чем если бы они целые дни занимались игрой в орехи, в мяч или беготней».

В том же труде Коменского читаем о методе преподавания: «Метод должен разумно сочетать приятное с полезным <…> Кроме того, чтобы способности пробуждались самим методом, необходимо его разумно оживлять и делать приятным именно так, чтобы всё, как бы оно ни было серьезно, преподавалось дружеским и приятным образом в виде бесед, состязаний, разгадывания загадок или в виде притч или басен».

Другой известный деятель образования Адольф Дистервег в «Руководстве к образованию немецких учителей» писал: «Увлекательным и интересным мы называем то, что особенно привлекает наше внимание и сочувствие, естественным образом возбуждает и повышает нашу жизненную энергию. Понятно, что мы охотно занимаемся тем, что нас увлекает, потому что чувство удовольствия связано у человека с возбуждением его внутренних духовных сил <…>

Зададим еще раз вопрос: чем можно приохотить ученика к учению, чем внушать ему чувство радости при изучении предмета? Во-первых, любовным отношением к последнему: любовь учителя к предмету передается ученику; во-вторых, тем, что предполагаешь охоту к учению в ученике во время учения; в-третьих, что само собой разумеется, — дидактическим изложением предмета; в-четвертых, и главным образом, — возбуждением у ученика чувства и сознания, что он кое-что знает и умеет, что он продвинулся вперед. Радостное сознание знания и умения!» Утверждение, что образование должно приносить удовольствие (радость) не является общим местом в педагогической литературе. Но как показано выше, педагоги разных веков говорили и говорят о необходимости этой составляющей в деле образования.

Скорее это идеал, к которому стремились и Коменский, и Дистервег, и другие великие педагоги, понятно — недостижимый для большинства реально получающих образование. Однако сегодня в повестку дня встает задача сделать так, чтобы образование дарило многим счастливые моменты и даже удовольствие. Связано это с тем, что образовываться приходится теперь в течение всей жизни. Трудно представить себе, что человек будет получать в течение жизни знания таким образом, как будто ему пришлось отбывать некую повинность, т. е. всегда без удовольствия.

Конечно, если жизнь ставит перед обучающимся задачу «образовывайся, иначе пропадешь», то в отсутствии выбора придется подчиняться. Но плохо, когда образование в виде «ярема барщины» тяготит миллионы людей, да и формирование гармоничной, всесторонне развитой личности при таких образовательных условиях, полагаем, дело более чем проблематичное. «Главное назначение образования взрослых — удовлетворить индивидуальные потребности и интересы людей в период их самостоятельной жизни, повысить их компетентность, т. е. способность самостоятельно улучшать свои экономические, социальные, политические и культурные условия жизни».

В самом общем виде в образовании взрослых можно выделить две ведущие подсистемы: профессиональную и общекультурную (общее образование). Первая связана с повышением квалификации, переподготовки и т. д. (инструментальный подход). Вторая — с удовлетворением «внепрофессиональных» общекультурных потребностей людей как творческих личностей, граждан, родителей, представителей тех или иных этнических общностей и т. д. Но удовлетворять потребности (любые) человек может по-разному. Можно удовлетворить потребность в еде, просто «побросав внутрь себя топливо» и тем самым заправив свой организм для дальнейшей жизнедеятельности. А можно, сев за красиво сервированный стол, под приятную музыку насладиться вкусом хорошо приготовленной пищи. К тому же можно при этом вести приятную, а бывает, и полезную беседу. Таким образом, одновременно удовлетворяются не только физические, но и духовные потребности.

Полагаем, не случайно интеллектуалы решали большие творческие задачи за обедом. Вспомним знаменитый обед К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко в «Славянском базаре» или торжественный обед в честь Ш. Фурье, устроенный петрашевцами. Совмещать полезное с приятным, более того, делать приятным полезное — вот, на наш взгляд, ключ к сближению двух направлений в непрерывном образовании в течение всей жизни: направления инструментального и просвещенческого. Просвещенческое, или либеральное в широком смысле этого слова, видение непрерывного образования, в рамках которого само образование выступает как самостоятельная ценность, рассматривает как цель постоянное всестороннее развитие и самореализацию индивида.

 В случае же «инструментальной», прагматической интерпретации акцент ставится — как для индивида, так и для всего общества, — на приобретение «осязаемых» благ, конкретных, экономически выраженных результатов. Два основных подхода к понятию «образование в течение всей жизни», сложившиеся в 70-е годы прошлого века и нашедшие свое отражение в важнейших международных документах, сейчас являются определяющими. В течение последнего десятилетия прошлого века произошло сближение этих подходов и даже определенное переплетение их в единое целое.

Это нашло отражение в одном из наиболее удачных и полезных с практической точки зрения (по мнению экспертов) документе ЮНЕСКО — докладе Международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище». В докладе сказано: «Следует продвигать концепцию образования на протяжении всей жизни со всеми ее преимуществами — гибкостью, разнообразием и доступностью во времени и пространстве <…> Подобное образование, помимо необходимости адаптации к изменениям в профессиональной деятельности, должно превратиться в процесс непрерывного развития человеческой личности, знаний и навыков, а также способности выносить суждение и предпринимать различные действия. Оно должно позволить человеку понять самого себя и окружающую его среду и содействовать выполнению его социальной роли в процессе труда и жизни в обществе».

Безусловно, исключительно значимым является осознание международным сообществом необходимости непрерывного образования в течение жизни. Но, на наш взгляд, еще более существенна постановка во главу угла вопроса о необходимости непрерывного развития человеческой личности, что, убеждены, невозможно без постоянного общекультурного развития. Смыслом и ценностью образования на протяжении всей жизни становится личность обучаемого, развитие ее индивидуальности, введение обучаемых в мир общечеловеческой культуры — материально-практической, социальной, духовной, формирование у них способностей к ее сохранению и развитию. В отличие от прагматичного обучения, когда человек приобретает знания, умения, навыки, чтобы потом чего-то достичь, образование — процесс, когда человек сам себя образует, связан с тем, чтобы став кем-то , прибывать в мире на свой собственный лад. А образовываться, полагаем, лучше, получая от этого процесса удовольствие.

Как отмечено в докладе, изданом в 2011 году, "Художественное образование в Российской Федерации: развитие творческого потенциала в XXI веке: аналитический доклад" : «Образование открывает нам новый аспект счастья: яркое постижение жизненного момента через поэзию, живопись, музыку. Свет, исходящий от слов, картин и мелодий, доступен лишь тому, кто видит их роль в многослойном целом, что зовется человеческой культурой». Прийти к этому «яркому постижению жизненного момента» можно лишь через общекультурное развитие, а в рамках его — непосредственно через художественное образование. «Один из приоритетов современного образования — это развитие интеллектуально-творческой личности (независимо от сферы будущей профессиональной деятельности молодых людей), что объективно предполагает усиление гуманитарной составляющей образования на всех его ступенях, в том числе актуализацию образовательного потенциала искусства <…> В российской педагогической традиции художественное образование рассматривается в связи с формированием отношения человека к искусству: любви к искусству, необходимости общения с ним, понимания смысла искусства и его предназначения, наконец, стремления к овладению соответствующими знаниями, художественными умениями и навыками».

«…Но, как видим, развитие образования никоим образом не связано с усилением культуротворческой его роли. Дело не только в качественном преподавании музыки, изобразительного искусства, мировой художественной культуры (хотя эти предметы пока остаются в массовой школе единственными очагами культуры). Недооценка искусства, отношение к нему как к “вспомогательному средству“ девальвирует его роль в развитии духовной культуры человека. Пока мы не поймем, что искусство не средство, а способ существования человека как ЧЕЛОВЕКА, мы обречены на подобную ситуацию в образовании».

Насколько оправдан такой подход, особенно при рассмотрении образования взрослых в течение всей жизни? Полагаем — оправдан. Ведь, что значит развитие творческой личности? Это формирование субъекта, который способен творить, т. е. создавать нечто новое, как в профессиональной деятельности, так и в вопросах реализации своей личности в жизни, в обществе. По нашему твердому убеждению, любой творец должен обладать по крайней мере двумя качествами: метафоричностью языка и образностью мышления. «Метафору в науке используют в двух разных случаях. Во-первых, когда ученый открывает новое явление, иначе говоря, создает новое понятие и подыскивает ему имя. Поскольку новое слово окружающим ничего не скажет, он вынужден прибегнуть к повседневному словесному обиходу, где за каждым словом уже записано значение.

Ради ясности он в конце концов избирает слово, по смыслу так или иначе близкое к изобретенному понятию. Тем самым термин получает новый смысловой оттенок, опираясь на прежние и не отбрасывая их. Это и есть метафора“. …Вторая, куда более глубокая и насущная, роль метафоры — в познании. Мы нуждаемся в ней не просто для того, чтобы, найдя имя, довести наши мысли до сведения других, — нет, она нужна нам для нас самих: без нее невозможно мыслить о некоторых особых, трудных для ума предметах». Убеждены, это справедливо не только для ученого, исследователя, но и для каждого образовывающего себя человека. Ведь в процессе образования, обучения всегда приходится работать с текстами тех, кто занимается исследованиями. Не важно, в каком виде и на каком носителе они представлены. Очень трудно, не владея метафоричностью языка, понимать то, что хотят сказать авторы этих текстов, открывающих новое, ведь они постоянно прибегают к метафорам.

Поэтому образовывающийся должен развивать способности, с одной стороны, понимания такого рода языка, а с другой — применения его. Путь здесь один: через постоянное культурное развитие, через художественное образование в области литературы, поэзии. «Поэзия изобретает метафоры, наука их использует, не более. Но и не менее». Образное мышление — процесс познавательной деятельности, направленный на отражение существенных свойств объектов (их частей, процессов, явлений) и сущности их структурной взаимосвязи. Мышление в образах входит как существенный компонент во все без исключения виды человеческой деятельности, какими бы развитыми и отвлеченными они ни были. Нет прямого пути усвоения понятий. Их усвоение всегда опосредуется умственными образами.

В реальном процессе мышления (усвоения знаний) одновременно присутствуют как образная, так и понятийная логика, причем это не две самостоятельные логики, а единая логика протекания мыслительного процесса. Сам умственный образ, которым оперирует мышление, по своей природе гибок, подвижен, отражает в виде пространственной картины кусочек реальности.

Будучи более тесно связанным с отражением реальной действительности, образ дает знание не об отдельных изолированных сторонах (свойствах) этой действительности, а представляет собой целостную мысленную картину отдельного участка действительности. Это крайне необходимо личности, образовывающей себя, в наш постоянно изменчивый, неустойчивый, протекающий в невероятном темпе век, требующий от человека, который хочет за ним угнаться, отражать действительность по-возможности адекватно, чтобы правильно и результативно реагировать на происходящее вокруг него, с ним самим. И здесь за выходом из сложной жизненной ситуации полагаем необходимым опять-таки обратиться к художественному образованию. Ведь художественный образ, являющийся центральной категорией любого искусства, это модель, которая развивает образное мышление человека.

Многогранность, многокрасочность, особая достоверность художественного образа — это как раз и есть реальное отражение участков, фрагментов действительности, а порой и предвосхищение ее. Подведем итоги. Непрерывное образование в течение всей жизни — это потребность нашего времени, получившая свою институализацию в важнейших международных документах, национальных доктринах образования, реализующаяся в реальности нашего времени.

Осуществляются образовательные процессы по двум основным концептуальным направлениям: инструментальному и просвещенческому. Человек поставлен современной действительностью в положение, когда он вынужден постоянно образовываться, и, убеждены, что делать это лучше с удовольствием. В образовании присутствуют важные составляющие, которые рождают в обучающемся чувства удовольствия. Выявлению этих составляющих способствует художественное образование. Отсюда можно сделать вывод, что художественное образование необходимо для взрослого человека, образовывающегося в течение всей жизни.

По материалам www.ecolife.ru
Другие статьи
Все статьи, Курсы карьера
Пользовательское соглашение       Обратная связь       Карта сайта

© 2006—2024 Edumarket