КурсыMBAКомпанииГранты на обучениеВузыПовысь зарплату

EduMarket Образование
  Вход на сайт
 
Напомнить   
Запомнить меня
 
Пользовательское соглашение


Публикации и новости

Анонсы и релизы (592)

 

Бесплатные видеокурсы (3013)

 

Статьи (2986)

 

Новости (550)

 

Победители конкурса грантов (124)

 


 
СМИ / Статьи / Личные компетенции, рост и карьера / Так ли вы умны, как вы думаете?

Так ли вы умны, как вы думаете?



Мечтаете стать экспертом в той или иной области? Будьте осторожны: большие знания влекут за собой множество проблем. Главная из них — узколобость, присущая специалистам. Как возникает этот противоречивый эффект, чем грозит нам и как с ним бороться — рассказываем в этом материале.

Исследования показывают: узкая специализация приводит к тому, что человек становится менее творческим и более упрямым.

Специалисты Чикагского университета Лойолы провели эксперимент, в котором участникам задавали простейшие вопросы, касавшиеся одной тематики. Это было сделано так, чтобы испытуемые почувствовали себя знающими определённый предмет. После этого учёные оценили открытость и объективность их суждений.

Вывод исследователей был неожиданным: чем больше мы чувствуем свою уверенность в той или иной сфере знаний, тем более закрыто и односложно мыслим.

Доктор Виктор Отатти (Victor Otatti) назвал этот эффект «приобретённым догматизмом»: "Когда индивидуум оценивает себя как эксперта, он также думает, что получает привилегию мыслить и действовать более догматично".

С одной стороны, это выглядит более чем логично. Если вы проводите много времени, изучая определённый предмет, приобретая знания и опыт, вы ощущаете себя более уверенно. Это не только ожидаемо, но и оправданно. Ведь как бы вы себя чувствовали, если бы, например, пошли к доктору, который не уверен в собственных знаниях и постоянно меняет точку зрения?

Мы гораздо чаще прислушиваемся к догматичным и силовым методам выражения мысли, а значит, — скорее, к экспертам, чем к новичкам.

Обратная сторона результата исследования, впрочем, выглядит совершенно нелогичной. Так, отмечается, что чувство расслабленности и успешности — которое чаще всего испытывают эксперты, а не новички – стимулирует в нас открытость и широту суждений.

Когда же дело доходит до адаптации новых знаний, у эксперта есть значительное преимущество. Он способен оценить полученную информацию и умело внедрить её в существующую парадигму. Этого не умеет новичок: он с большей вероятностью допустит ошибку и не заметит упущений, ведь не обладает достаточной базой знаний и опыта.

Может ли быть так, что закрытость мышления, характерная для экспертов, на самом деле является способностью к анализу, оценке и проверке информации?

Иллюзия знания

В эксперименте, о котором мы говорили выше, проблема была в том, что участники на самом деле не были экспертами в какой-либо области знаний. Им просто позволили так себя почувствовать, создав иллюзию профессионализма. Однако этого было достаточно для того, чтобы они изменили привычную модель поведения и мышления.

Поэтому вполне возможно, что многие из нас страдают от подобной иллюзии в повседневности. Это очень опасно, ведь создаёт ощущение всезнания и ложной уверенности. Новичок, имея небольшое представление о конкретном предмете, ещё не понимает, как много информации ему предстоит узнать. Пусть он и не готов назвать самого себя экспертом в каком-либо вопросе, но зато готов сказать — до этого уровня осталось не так уж и много. На деле он и не представляет, сколько ещё нового ему предстоит выучить.

Непрофессионалы довольно часто страдают от ощущения неоправданного превосходства, что называется эффектом Даннинга — Крюгера.

Такие персоны не способны осознавать сделанные ими ошибки, равно как и признавать низкий уровень своей квалификации. В пользу данного утверждения свидетельствует и результат эксперимента, проведённого Йельским университетом. Согласно ему, людям свойственно путать знания, полученные из интернета после недолгого поиска в Google, с реально выученной и усвоенной информацией. К сожалению, найти ответ в Сети — совсем не то же самое, что приумножить собственные знания.

Мэттью Фишер (Matthew Fisher), сотрудник кафедры Йельского университета: "Если вы не знаете ответ на вопрос, вы понимаете, что не обладаете нужной информацией. Соответственно, чтобы решить проблему, вы будете прикладывать усилия и тратить на это своё время. Когда же есть доступ к интернету, чёткая грань между тем, что вы действительно знаете, и тем, что думаете, что знаете, стирается".

Горе от ума

Конечно же, у эффекта Даннинга — Крюгера есть и другой вектор влияния, ещё более разрушительный. И он касается не новичков.

Беда в том, что эксперты из какой-либо области могут чувствовать себя неуверенно, думая, что их знания являются не эксклюзивными, а общеизвестными.
Результат такого поведения — то, что мы называем «горем от ума». Эксперты с трудом принимают точку зрения новичка, перестают видеть определённые аспекты проблемы или ту информацию, которая кажется очевидной людям без специфических знаний. Скорее всего, это приведёт к дополнительным сложностям: экспертам будет тяжело вести разговор с новичком, находить общие простые и интересные темы для разговора.

В общем, это суммируется в понятии «синдром эксперта»:
  1. Вы становитесь экспертом в определённой области знаний, предмете, умении, после чего теряете способность обсуждать эту тему с кем-то, кто не настолько квалифицирован. Кроме того, даже если разговор и начнётся, то вы упустите из виду огромный пласт информации, считая его ненужным, общеизвестным, неинтересным.
  2. Когда определённая часть знаний переходит в категорию «известно по умолчанию», новичкам становится тяжелее включиться в общий дискурс и, таким образом, они не могут овладеть даже базовой информацией.
  3. Из-за этого те новые профессионалы, которые пытаются вести диалог и сотрудничать с экспертами, обладают внушительными пробелами в опыте. Они могут не знать основных понятий и терминов, с трудом понимают базовые идеи.
Казалось бы, какое дело экспертам до новичков. Но на самом деле эта проблема очень комплексная и касается каждого.

Исследование, проведённое Корнелльским университетом, показало: люди, которые квалифицированы в той или иной области, будут утверждать, что знают даже о том, о чём на деле и не слышали. Более того, они могут рассказать вам много интересного о понятии, которое вы только что придумали.

Так как мы все немного разбираемся в психологии, вы тоже наверняка слышали такие термины: метатоксин, биосексуальный, ретроплекс. Вспоминаете? Можете примерно объяснить хотя бы самому себе, что именно значат эти слова?

Отлично! Ни один из этих терминов не является настоящим. Они все выдуманы и не значат вообще ничего.

Что же делать?

Кем бы вы ни были — новичком или экспертом — помните, что склонны недооценивать собственные знания или же переоценивать их. Самое безопасное — это держать в памяти тезис «знать — хорошо» и не делать из полученной информации основу для самомнения, модели поведения или способа мышления.

По материалам Lifehacker
Другие статьи
Все статьи, Курсы карьера
Пользовательское соглашение       Обратная связь       Карта сайта

© 2006—2024 Edumarket