Пока на Западе фиксируют типичный «кризисный» рост спроса на MBA, в России число бизнес-студентов падает.
«Финанс» зафиксировал сжатие рынка на 20% еще в прошлогоднем исследовании. По итогам нового рэнкинга не видно ни улучшения ситуации, ни даже положительной динамики. Число студентов в школах–участницах исследования в среднем сократилось на 25%. Многократно повторенная мантра, что менеджеры в кризис пойдут получать конкурентное преимущество в виде MBA, для российских бизнес-школ не сработала. Отечественные управленцы оказались не готовы пересиживать кризис за партами. «В этом году падение наборов составляет, по нашим оценкам, 40–50% к весне прошлого года, некоторые российские бизнес-школы вообще перенесли их на осень в связи с низкой активностью», – оценивает сложившуюся ситуацию директор по маркетингу ВШМБ АНХ и президент Российской лиги МВА Юрий Тазов. Отдельные бизнес-школы, традиционно участвовавшие в исследовании «Ф.», в этом году просто не нашли желающих пройти программу MBA. В условиях падения спроса большинство школ демонстрируют готовность менять свой продукт. Считается, что покупателя можно загипнотизировать трюками с ценой – подобные опыты ставят даже на опытных менеджерах. Как показывает практика, это оправдывается не всегда.
|