КурсыMBAКомпанииГранты на обучениеВузыПовысь зарплату

EduMarket Образование
  Вход на сайт
 
Напомнить   
Запомнить меня
 
Пользовательское соглашение


Публикации и новости

Анонсы и релизы (592)

 

Бесплатные видеокурсы (3013)

 

Статьи (2986)

 

Новости (550)

 

Победители конкурса грантов (124)

 


 
СМИ / Новости / Туризм и гостиничный бизнес / Почему они падают? Хроника пикирующего туристического рынка

Почему они падают? Хроника пикирующего туристического рынка

Почему они падают? Хроника пикирующего туристического рынка

Туристические компании России падают, как подстреленные птицы. В разгар сезона одна за другой объявляют о приостановке деятельности. Последствия экономических санкций? Или просчеты менеджмента? Разбираемся в теме вместе.

На пике сезона заявили о прекращении работы четыре российские турфирмы, подставив под удар десятки тысяч туристов, уже приехавших на отдых или забронировавших путевки.

По своей масштабности коллапс на туррынке сопоставим с посткризисным 2009 годом, одним из самых провальных в истории российской индустрии путешествий.

Компенсационные выплаты достанутся, мягко говоря, не всем туристам, а в перспективе возможны новые банкротства. В качестве основных причин кризиса туротрасли эксперты называют экономико-политические факторы, влияние санкций США и ЕС, психологический фон и серьезные управленческие просчеты менеджмента лопнувших компаний.

Упал-отжал-ушел

Всего, по данным ИТАР-ТАСС, за последние четыре года из-за финансовых проблем рынок покинули 23 компании. И объяснять этот массовый уход высокой конкуренцией уже невозможно. Проблем много, и эти проблемы большей частью экономические.

В 2014 году волна банкротств началась 16 июля с одного из старейших и крупнейших туроператоров России – компании «Нева». По путевкам «Невы» отдыхало 7 тысяч туристов, кроме того, было забронировано более 17 тысяч путевок на высокий сезон.

Чуть позже – 25 июля – остановила свою работу «Роза Ветров Мир», около 1000 человек не смогли нормально провести отпуск.

Еще тысяче туристов придется стоять в очереди за компенсациями после краха компании «Экспо-тур», которая стала невольной жертвой политической ситуации с Украиной.

Продолжилась летняя жатва падением «Лабиринта», который увлек за собой более 16 тысяч человек и серьезнейшими финансовыми проблемами в компании «Идеал-тур» (один из основных партнеров «Лабиринта»), задолжавшей 1,5 млрд рублей «Оренбургским авиалиниям».

Как заявила Ирина Тюрина, пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ), текущий сезон выдался еще более тяжелым, чем посткризисный 2009 год. По мнению эксперта, основная причина волны банкротств на туристическом рынке, в первую очередь, нестабильная политическая ситуация. Усугубили ситуацию резкий рост курса валют, а также разговоры о санкциях, которые многие россияне приняли на свой счет и решили, что в Европу не будут выдавать визы, хотя это не соответствовало действительности.

По мнению Ирины Щегольковой, представителя Ростуризма, спрос на заграничные курорты, особенно это касается европейских стран, упал на 20-25%. Кроме того, россияне небезосновательно опасаются, что останутся на курорте без денег, или по причине проблем у туроператора или из-за того, что под санкции попадет банк, который в свою очередь заблокирует «кредитку». Это очень тревожный сигнал, сигнализирующий о том, что в туриндустрии проблемы, – констатирует Щеголькова.

Маржа подвела

Одна из основных экономических причин, по которой мгновенно банкротятся некогда успешные компании, это низкая рентабельность турбизнеса, маржа которого, в среднем, составляет 3,5%. Это бизнес на потоке, и как любой подобный бизнес, он предполагает долговременное планирование и управление рисками.

В реальности многие компании выкупают блоки в чартерных цепочках и бронируют места в отелях, переоценивая объемы турпотока, оплачивая их постфактум, отсюда и огромное количество горящих путевок, не приносящих прибыли турфирме. Более того, эксперты утверждают, что в этом году российские туристы все чаще отказываются от практики раннего бронирования, предпочитая выкупать туры за несколько дней до полета.

И если компании, тонко чувствующие рыночную конъюнктуру, излишне осторожничают в кризисное время, то большинство мелких операторов готовы играть в «рулетку» и идти до конца.

По словам Андрея Пылова, соучредителя группы компаний «Ателика-Крым», ситуация с банкротством «Невы» неприятная, но вполне рутинная на рынке. Причиной банкротства, безусловно, явились просчеты менеджмента компании и это, скорее, частный случай, чем проявление некоего системного кризиса отрасли. «Нева» и «Лабиринт» еще до объявления о своей несостоятельности нарушали отраслевой закон, отправляя клиентов за рубеж без обратных билетов. И это – одна из проблем, которой надо будет заняться регулятору отрасли в ближайшее время», – заявил Rata-news Александр Осауленко, руководитель отраслевого фонда «Турпомощь».

Под шумок

Впрочем, есть еще одна, закулисная версия случившегося – о преднамеренных банкротствах. «Мы опасаемся, что под шумок кто-то и правда захочет выйти из бизнеса, переставшего приносить прибыль. Мол, трое рухнули, четвертого и пятого уже и не заметят. Клиенты получат деньги по страховке, а из-за границы людей вывезет «Турпомощь». Но проблемы «Невы», «Розы Ветров Мир» и «Экспо-тур» – реальные. Хотя мы каждый раз писали в правоохранительные органы для проверки на предмет преднамеренного банкротства», – заявила Щеголькова в интервью «Комсомольской правде».

Как бы в подтверждение жизнеспособности этого аргумента, Следственный комитет России принял решение о проверке деятельности туристических компаний «Нева» и «Лабиринт». «В рамках проверки следователи намерены тщательно изучить деятельность туристических компаний «Нева» и «Лабиринт» на предмет наличия в действиях сотрудников указанных фирм признаков преступления, предусмотренного ст.159 УК РФ (мошенничество)», – говорится в сообщении СК. Следователи также намерены проверить на предмет мошенничества и другие российские компании, в результате деятельности которых пострадали российские туристы.

По материалам E-xecutive.ru

Другие новости
Все новости
Пользовательское соглашение       Обратная связь       Карта сайта

© 2006—2024 Edumarket