Модуль 1. Законодательное, нормативно-правовое регулирование отношений в сфере образования
Модуль 2. Психология и педагогика детства как основы деятельности педагога ДОО
Модуль 3. История, философия образования и науки как основа современного воспитания дошкольников
Модуль 4. Методология и методика современного дошкольного образования
Модуль 5. Педагогическое обеспечение вариативной образовательной среды: проекты в деятельности педагога ДОО
Аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждой дисциплине в составе образовательной программы) с приложением их копий (при наличии):
В результате освоения Модуля 1 "Законодательное, нормативно-правовое регулирование отношений в сфере образования" слушатель:
должен знать:
-
термины и понятия Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
-
актуальную типологию образовательных организаций;
-
базовые принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования;
-
понятия и порядок применения профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", утв. Приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н;
-
современные требования и системные изменения в дошкольном образовании;
-
требованиях к структуре и порядку разработки ООП ДО;
-
многообразие образовательных продуктов в системе ДОО;
-
структурные и содержательные особенности образовательной программы;
-
инструменты оценки качества образовательной среды в детском саду.
должен уметь:
-
выстраивать отношения в сфере образования в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
-
использовать современные способы и методы организации образовательной деятельности в ДОО;
-
проектировать качественные изменения в системе воспитания ДОО;
-
сочетать в педагогической деятельности решение задач социальной адаптации и социальной автономизации личности;
-
устанавливать взаимосвязь трудовых функций профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" с педагогическими деятельностями;
-
ориентировать программы ДОО на создание условий развития ребенка;
-
применять в ДОО несколько образовательных программ для работы в группах различной направленности (общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной или комбинированной) в зависимости от возраста;
должен владеть:
-
пониманием роли педагога в образовательных отношениях, в которые он вступает в профессиональной деятельности;
-
способностью соотносить виды реализуемых образовательных программ с типом образовательной организации;
-
классификационными характеристиками различных видов помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ;
-
пониманием комплексности профессиональной педагогической деятельности (проектирование, разработка и реализация образовательных программ, воспитание обучающихся);
-
способами планирования педагогической деятельности;
-
пониманием разных подходов к оценке качества программ дошкольного образования.
В результате освоения Модуля 2 "Психология и педагогика детства как основы деятельности педагога ДОО" слушатель:
должен знать:
-
принципы и методы дошкольной педагогики;
-
современные концепции воспитания;
-
понятие семейной педагогики как науки о воспитании в семье;
-
возрастную периодизацию жизненных циклов развития человека;
-
медико-психологическую классификацию возрастных периодов детства;
-
систему психолого-педагогического и медико-социального сопровождения воспитанников в ДОО;
-
актуальные индивидуальные методы воспитания и обучения;
-
принципы и этапы организации психолого-педагогической сопровождения воспитательно-образовательной деятельности ДОО в условиях ФГОС ДОО;
-
инновационные образовательные технологии, их классификации и уместность использования в образовательном процессе;
-
традиционные формы взаимодействия с родителями, сопровождения родителей в условиях семейного образования;
-
основы креативной педагогики
-
концептуальные основы и основные принципы инклюзии.
должен уметь:
-
проектировать личностное развития дошкольника;
-
различать воспитательные процессы в семьях дошкольников и соотносить их с объектом семейной педагогики;
-
компенсировать недостатки семейного воспитания опираясь на преимущества общественного воспитания;
-
осуществлять выбор адекватных стимулов для развития дошкольника;
-
предусматривать особенности организации инклюзивного образования в ДОО;
-
проектировать модели образования в ДОО на основе принципов ФГОС ДО;
-
рефлексировать педагогическую практику относительно форм взаимодействия с родителями дошкольников
должен владеть:
-
пониманием дошкольной педагогики как отрасли педагогики, изучающей закономерности воспитания детей дошкольного возраста;
-
общими методами воспитания и их классификацией;
-
представлением о структуре игровой деятельности и этапах развития игры в дошкольном возрасте;
-
нормами построения классификации возрастных периодов детствавзависимости от биологических и социальных факторов;
-
знанием возрастных преобразований организма дошкольника;
-
пониманием необходимости перехода от модели "интеграции" к идее "инклюзии" – совместному обучению и воспитанию детей с разными стартовыми возможностями;
-
инновационными педагогическими технологиями, которые оптимально соответствуют цели развития личностидошкольника;
-
пониманием особой роли педагога ДОО как проектировщика креативного образовательного процесса.
В результате освоения Модуля 3. "История, философия образования и науки как основа современного воспитания дошкольников", слушатель:
должен знать:
-
принципы доступности и открытости системы образования;
-
принципы, заложенные в основу Стратегии 2030 – "Стратегия развития системы образования";
-
мегатренды, которые оказывают влияние на выбор пути развития системы дошкольного образования;
-
концепции личностно-ориентированного образования, имеющих принципиальное значение для реализации инноваций в дошкольном образовании;
-
методологическую основу проектирования личностно-ориентированного образовательного процесса;
-
философию социального конструктивизма, интегрирующую модели образования;
-
требования к РППС детского сада и принципы ее построения;
-
этапы включения в образовательный процесс отдельных элементов философских практик с детьми;
-
различия индивидуализации образования и индивидуального подхода в образовании;
-
историю становления инклюзивного образования в РФ, правила и подходы к формированию инклюзивной культуры в ДОО;
-
философско-методологических аспекты инклюзии.
должен уметь:
-
понимать значимость основных трендов развития образования;
-
применять знания существенных изменений в личностном развитии дошкольника при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО;
-
различать инновации – трансформации и инновации - модернизации в образовательной практике;
-
представлять РППС как систему условий, обеспечивающих полноту развития деятельности ребенка и его личности;
-
применять различные виды культурных практик в образовательном процессе;
-
осуществлять выбор приемов и методов, обеспечивающих индивидуализацию образования;
-
различать процессы интеграции и инклюзивной практики в ДОО;
-
обеспечивать реализацию принципов инклюзивного образования в педагогической практике.
должен владеть:
-
пониманием сущности и перспектив развития трендов в сфере дошкольного образования;
-
механизмами формирования основных психологических новообразований личности в условиях детского сада;
-
пониманием различий в позиции педагога с учетом теорий развития личности в различные исторические периоды;
-
принципами организации РППС как важного критерия оценки деятельности дошкольной образовательной организации;
-
навыками организации философских практик с детьми;
-
пониманием четкой границы между понятиями "индивидуализация образовательного процесса" и "индивидуальный подход в обучении";
-
навыками формирования культуры инклюзии в образовательной организации;
-
принципами инклюзивного образования
В результате освоения Модуля 4. Методология и методика современного дошкольного образования, слушатель:
должен знать:
-
тенденции развития образовательного процесса в условиях ФГОС ДО;
-
основные принципы построения образовательных программ в ДОО;
-
этапы оставления перспективно-календарного плана учебно-воспитательной работы с детьми;
-
диагностические методики развития личности дошкольника;
-
влияние РППС на личность дошкольника;
-
ведущие тенденции развития дошкольного образования;
-
педагогические технологии как организационно- методологический инструментарий педагогического процесса;
-
электронные образовательные ресурсы, как основной компонент информационной образовательной среды;
-
типы проектной деятельности и проблемы связанные с ее организацией;
-
шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях;
-
оценка качества дошкольного образования на основе шкалы ECERS-R.
должен уметь:
-
организовать педагогическую деятельность в соответствии с современными тенденциями развития образовательного процесса;
-
создавать психолого-педагогические условия для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей;
-
обеспечивать взаимодействие методов и приемов воспитания и обучения;
-
целенаправленно развивать восприятие окружающего мира дошкольника путем выполнения конкретных различных видов детской деятельности;
-
применять формы взаимодействия педагогического коллектива с детьми и родителями;
-
проектировать внутриорганизационное, внешне-организационное, отраслевое взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с различными партнерами;
-
применять новые подходы к календарно-тематическому планированию в ДОО;
-
применять методы психолого-педагогической диагностики в соответствии с направлениями развития компонентов личностного развития дошкольника;
-
использовать экспертные карты для определения качества организации РППС в ДОО;
-
определять качество образовательной программы ДОО с учетом тенденций развития дошкольного образования;
-
выбирать педагогические технологии актуальные для детей с ОВЗ;
-
обеспечивать результативность формирования гуманитарной информационной образовательной среды;
-
расширять области применения информационно – коммуникационных технологий в ДОО;
-
применять проектные технологии в образовательном процессе ДОО;
-
разрабатывать и применять механизмы оценки качества образования в соответствии с ФГОС.
должен владеть:
-
основами профессионально-педагогической культуры воспитателя дошкольной образовательной организации;
-
механизмами поддержки образовательных инициатив со стороны родителей дошкольников;
-
механизмами обеспечения содружества, конструктивного взаимодействия, проектирования взаимоотношений участников образовательного процесса;
-
навыками фиксации и рефлексии развития компонентов личностного развития дошкольника;
-
навыками выбора методов и форм организации работы с детьми;
-
навыками выбора инновационных педагогических технологий, которые оптимально соответствуют цели развития личности;
-
представлениями о многообразии и качестве электронных образовательных ресурсов для дошкольников и педагогов и возможности их включения в образовательный процесс ДОО;
-
пониманием проектной деятельности в ДОО как инструмента практической реализации ФГОС;
-
навыками оценки качества дошкольного образования.
В результате освоения Модуля 5. Педагогическое обеспечение вариативной образовательной среды: проекты в деятельности педагога ДОО, слушатель:
должен знать:
-
общие характеристики ребенка на этапе перехода от дошкольного к начальному школьному образованию;
-
оптимальные характеристики поведения воспитателя, обеспечивающего качественное сопровождение прироста личностных характеристик в портрете выпускника ДОО;
-
подходы к организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и соответствующие им модели инклюзивного образования;
-
соотношение ФГОС ДО и профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", утв. Приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н;
-
принципы сопровождения игровой деятельности в ДОО;
-
параметры психологически комфортной и эмоционально благополучной среды ДОО;
-
основными показатели и уровни взаимодействия участников образовательных отношений.
должен уметь:
-
представлять личностный и социальный портреты дошкольника;
-
осуществлять поиск и апробацию инновационных моделей организации совместного обучения, новых форм и способов организации обучения для детей с ОВЗ;
-
применять профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", утв. Приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н;
-
из множественных практик организации игровой деятельности выбрать практики, которые могут быть применимыми в условиях ДОО;
-
учитывать индивидуальные и возрастные психологические особенности детей при создании РППС;
-
использовать многообразные формы взаимодействия участников образовательных отношений для решения совместных задач.
должен владеть:
-
требованиями к портрету современного выпускника ДОО в соответствии с ФГОС;
-
навыками формирования компонентов инклюзивной образовательной среды как пространства социализации и обучения детей с особыми потребностями;
-
методикой соотнесения трудовых функций с метапредметными компетентностями воспитателя ДОО;
-
поэтапного изменения тактики педагогического сопровождение ребёнка в игровой деятельности в зависимости от степени освоения ребёнком опыта игровой деятельности;
-
навыками создания развивающего пространства социализации и индивидуализации дошкольника;
-
психологическими особенностями взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Методические и иные документы, разработанные образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса: отсутствуют
Реализуемые образовательные программы с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой:
Модуль 1. "Законодательное, нормативно-правовое регулирование отношений в сфере образования" включает в себя следующие дисциплины: Особенности отношений в сфере образования: организация деятельности педагога ДОО в соответствии с Законом "Об образовании РФ". Приоритеты воспитания в ДОО в соответствии со Стратегией развития воспитания в РФ. Нормативные, предметно-методические основы деятельности педагога ДОО в соответствии с профессиональным стандартом "Педагог". Документационные нормы организации деятельности педагога ДОО. Педагогическая экспертиза качества ООП ДОО, сайта ДОО, рабочей программы, РППС ДОО.
Модуль 2. Психология и педагогика детства как основы деятельности педагога ДОО"включает в себя следующие дисциплины: Дошкольная педагогика и детская психология. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Возрастная анатомия и физиология дошкольника. Специальная психология и коррекционная педагогика. Структура, содержание, преемственность современного дошкольного образования (ФГОС): образовательные области и ситуация развития ребенка. Инновации в педагогике дошкольного образования. Инновации в образовании: интерактивые и игровые технологии в дошкольном образовании. Педагогическое взаимодействие как основа образовательного процесса в ДОО. Педагогическое просвещение и образование родителей. Креативная педагогика в дошкольном образовании: развитие творческих способностей ребенка и продуктивные виды деятельности. Педагогические основы инклюзивного дошкольного образования.
Модуль 3 "История, философия образования и науки как основа современного воспитания дошкольников" включает в себя следующие дисциплины: Дошкольное образование как основа трансформации образовательных институтов. Международные и российские тренды в дошкольном образовании. Понятие личности в контексте философии образования. Черты личностно-ориентированного образования. Новая философия дошкольного образования как основа новой позиции педагога ДОО. Интеграция образовательных областей в дошкольном образовании: развивающая предметно-пространственная и игровая среда. Формы культурных практик в образовательном процессе ДОО. Философские практики с ребенком. Различение индивидуального подхода и индивидуализации образования педагогом ДОО. История развития инклюзивного дошкольного образования: от социальной инклюзии к образовательной. Философские основания инклюзии и принципы инклюзивного образования.
Модуль 4 "Методология и методика современного дошкольного образования" включает в себя следующие дисциплины: Перспективы развития дошкольного образования: задачи современного педагога ДОО. Научно-методическое сопровождение дошкольного образования. Планирование образовательной работы в ДОО: межпрофессиональное взаимодействие. Методология и методика формирования личности ребенка-дошкольника: диагностика и развитие. Педагог ДОО в пространстве требований к организации РППС дошкольников. Методика разработки образовательной программы ДОО с учетом тенденций развития дошкольного образования. Модели и технологии психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОО. Методические особенности использования электронных образовательных ресурсов для дошкольников в ДОО. Методика организации проектной деятельности в дошкольном образовании. Методика развивающей оценки качества дошкольного образования.
Модуль 5 "Педагогическое обеспечение вариативной образовательной среды: проекты в деятельности педагога ДОО" включает в себе следующие дисциплины: Проектирование педагогом ДОО мониторинга образовательных достижений дошкольника. Проектирование модели организации инклюзивного образовательного процесса в ДОО. Планирование педагогом ДОО соотношения реализации в деятельности ФГОС ДО и профессионального стандарта. Педагогическое сопровождение игровой деятельности детей дошкольного возраста в ДОО. Проектирование педагогом ДОО развития предметно-пространственной образовательной среды с заданными характеристиками. Проектирование педагогом ДОО пространства договоренностей участников образовательных отношений.
Результатом освоения программы профессиональной переподготовки "Педагогика и методика дошкольного образования" является получение дополнительно установленных образовательной организацией профессиональных компетенций ДПК (в разрезе владений, знаний, умений), необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности (деятельность в сфере дошкольного образования), приобретение новой квалификации - воспитатель детей дошкольного возраста.