Первое занятие посвящено одной из модификаций метода перебора вариантов. Перебор вариантов (или как он описывается в научном творчестве – метод проб и ошибок) – любимый метод решения задач неподготовленного творца. Такой метод решения проблем заключается в последовательном переборе всех возможных вариантов. Всё просто! Попробовали – не получилось, снова попробовали… Неудачные пробы (случаи, возможности, варианты, идеи) отбрасываются, а удачные считаются верным ответом. От начальных условий задачи продвигаются во все возможные стороны, пытаясь найди решение; но лишь некоторые из направлений поиска оказываются успешными.
Оптимизация перебора может заключаться в использовании различных эвристик. Эвристика (от греч. ευρίσκω – «отыскиваю», «открываю») – наука, изучающая творческую деятельность; методы, используемые при открытии новых концептов, идей и взаимосвязей между объектами и совокупностями объектов, а также методики процесса обучения.
Одной из таких эвристик может стать сужение поля поиска решений. В занятии сужение рассматривается в трех формах.
1. Сужение поля поиска в одномерном пространстве.
Приём направлен на обучение ребёнка находить серединный объект в линейно выстроенном ряде. Необходимо побуждать ребёнка задавать вопрос о серединном объекте, учить находить правую и левую стороны от него, задавать вопрос о положении объекта относительно других.
2. Сужение поля поиска в двухмерном пространстве.
Приём направлен на то, чтобы учить детей делить поверхность на две части вертикально или горизонтально с помощью серединной прямой, побуждать задавать вопросы типа: «Это в правой части?» или «Это в ближней части?».
3. Сужение поля поиска в трехмерном пространстве.
Необходимо учить детей делить трехмерное пространство мысленно на правую и левую части, на переднюю и заднюю части, побуждать задавать вопросы по поиску объекта в объемном пространстве.
В остальных заданиях этого занятия учащиеся должны указать наиболее удачные (на их взгляд) из придуманных решений ситуации.