1-й цикл
Введение в интегративную сказкотерапию
Понятие сказки. Происхождение и генезис сказочного жанра. Культурологические, философские, лингвистические и психологические аспекты изучения сказки. Сущность интегративной сказкотерапии и ее важнейшие методологические положения.
2-й цикл
Мифологическая симвология
Понятие о мифе. Связь мифа и сказки. Виды мифов. Важнейшие характеристики мифов. Мифология славян. Пантеон славянских богов. Тайны славянской мифологии. Символическое значение персонажей животных в мифах и сказках.
3-й цикл
Архетипические персонажи в мифах и сказках
Отражение мифологических мотивов в русских волшебных сказках. Боги и герои в мифах и сказках. Персонажи-трикстеры. Психологическое значение мифологических персонажей. Греческая мифология и ее роль в российском менталитете. Мифологизм человеческого мышления. Юнгианский подход к сказке. Анализ волшебной сказки в юнгианской психологии.
4-й цикл
Сказкотерапевтическая работа средствами символических карт
Особенности использования символических карт как проективного материала в работе практического психолога. Различные колоды: специфика структуры и визуальных образов. Показания и ограничения к применению символических карт. Диагностика актуальной и базовой проблематики с помощью символических карт. Учет индивидуальных особенностей клиентов в работе с символическими картами. Выбор стратегии взаимодействия с клиентами при психологическом применении, учет при этом возможностей различных сказочных колод. Символические карты в индивидуальной и групповой работе сказкотерапевта.
5-й цикл
Применение сказкотерапии в работе с младшими школьниками в программе "Психологическая азбука"
Программа "Психологическая азбука" в свете новых школьных стандартов. Методы, приемы и средства осознания мотивационной сферы второклассниками. Осознание особенностей мнемической деятельности и развитие памяти: методики и психотехники. Развитие мышления и рефлексия мыслительной деятельности. Развитие сопереживания и осознание ценностей в рамках работы по программе "Психологическая азбука". Развитие средств общения младших школьников: методики и психотехники. Система работы по оказанию помощи школьникам в осознании себя в отношениях со сверстниками и взрослыми.
6-й цикл
Применение сказкотерапии в работе с дошкольниками
Создание сказочного пространства, сказочных образов и сюжетов с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Технологии сказкотворчества. Конструирование сказок для детей с разными типами трудностей. Применение сказкотерапевтических методов в работе с дошкольниками, имеющими ограниченные возможности здоровья. Потенциалы сказкотерапии в клинической психологии.
7-й цикл
Супервизия как система профессиональной поддержки сказкотерапевта
Сущность понятия "супервизия". Методы анализа авторских технологий, упражнений и программ. Способы оценки эффективности используемых сказкотерапевтических психотехник. Принципы работы балинтовских групп. Демонстрация сказкотерапевтических техник участниками программы и их анализ.
Задачи курса: изучение методологических основ применения сказкотерапии и метафоры в психологическом консультировании и тренинговой работе; использование сказкотерапевтических методов при работе с младшими школьниками подростками и взрослыми; рассмотрение разнообразных воз