Модуль 1.Нормативно-правовое обеспечение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья
1.1. Закон "Об образовании РФ" как нормативный документ организации обучения лиц с ОВЗ
1.2. Стратегия развития обучения лиц с ОВЗ.
в Российской Федерации.
1.3. Современные тенденции развития специального образования в России
1.4. ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. ФГОС ОУО
Модуль 2. Основы специальной педагогики и психологии
2.1. Закономерности психического развития и формирования личности детей с ОВЗ
2.2. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
2.3. Организация и содержание деятельности ПМПК
2.4. Теоретико-методологические основы специального обучения и воспитания
2.5. Система помощи детям с отклонениями в развитии в России: учреждения образования, здравоохранения и социальной защиты.
2.6. Содержание и основные направления коррекционно-педагогической деятельности.
2.7. Психология лиц с нарушением слуха, основы сурдопедагогики
2.8. Психология лиц с нарушением зрения, основы тифлопедагогики
2.9. Психология лиц с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, основы коррекционной работы
2.10. Психология лиц с нарушением интеллекта, основы олигофренопедагогики
2.11. Психология лиц с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, основы коррекционной работы
2.12. Психология лиц с комплексными нарушениями, основы коррекционной работы
2.13. Психология лиц с нарушением речи, основы коррекционной работы
Модуль 3. Актуальные проблемы специального, интегрированного и инклюзивного образования в современных условиях
3.1. Система специального и интегрированного обучения
3.2. Модели интегрированного обучения
3.3. Современные проблемы обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ
Модуль 4. Медико-биологические основы дефектологии
4.1. Основы невропатологии
4.2. Основы психопатологии детского возраста
4.3. Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи, зрения у детей
4.4. Основы нейрофизиологии и ВНД
Модуль 5. Общеметодические аспекты обучения лиц с ОВЗ
5.1. Технологии проектирования коррекционно-педагогического процесса проектирования
5.2. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ОВЗ
5.3. Специальная индивидуальная программа развития обучающегося с ОВЗ
Модуль 6. Тифлопедагогика и тифлопсихология. Технологии коррекционно-педагогической работы с лицами с нарушением зрения
6.1. Предмет, задачи тифлопедагогики, основы коррекционной работы с детьми.
6.2. Психология лиц с нарушением зрения.
6.3. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями зрения
6.4. Обучение и воспитание детей и подростков в образовательных учреждениях, реализующих АООП для обучающихся с нарушением зрения
6.5. Методика развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
6.6. Методика развития пространственной ориентировки и мобильности у детей с нарушением зрения
6.7. Диагностика развития лиц с нарушением зрения
6.8 Обучение специальной графике лиц с нарушениями зрения
6.9. Трудовое обучение и воспитание лиц с нарушениями зрения.
6.10. Технические средства обучения лиц с нарушениями зрения
6.11. Профориентация и профессиональное обучение лиц с нарушениями зрения
Модуль 7. Управление инклюзивным образовательным процессом в образовательной организации
7.1 Документационное обеспечение ОО в части включения ребенка с ОВЗ в учебно-воспитательный процесс
7.2 Требования к доступности образовательной организации
7.3 Управленческое обеспечение условий получения образования для детей с ОВЗ
7.4 Организация мониторинга инклюзивного процесса в ОО
Обучение по программе позволит эффективно управлять процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специализированных индивидуальных методах воспитания и обучения.
Цель и планируемые результаты обучения
Цель освоения программы - приобретение и (или) развитие слушателями профессиональных компетенций для ведения профессиональной деятельности, связанной с оказанием коррекционной помощи лицам с нарушениями зрения и их образованием на базе учреждений образования, социальной сферы и здравоохранения.
Характеристика профессиональной деятельности выпускника
Выпускник готовится к выполнению следующего (следующих) вида (видов) деятельности:
Обучение, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации слепых, слабовидящих обучающихся (D)
Присваиваемая квалификация
По итогам обучения по программе выдается диплом установленного образца о профессиональной переподготовке, подтверждающий присвоение квалификации "Тифлопедагог" и дающий право на ведение профессиональной деятельности в области тифлопедагогики.